panarina_nadya (panarina_nadya) wrote,
panarina_nadya
panarina_nadya

Categories:

Дороги на Шабалинской земле

pinsk_przeprawa

Состояние дорог всегда было проблемой, они всегда оставляли желать лучшего.
Для первых переселенцев на Вятскую землю при полном отсутствии сухопутных дорог в этом диком лесном краю дорогами были только реки, по берегам которых и селились люди.

Появление проселочных дорог

По мере увеличения населения началось заселение и более отдалённых от больших рек территорий. От одной деревни к другой прокладывались проселочные дороги. Для проезда на лошади с телегой не требовалось строить дороги.

33

Где проехал один, другой, оставил след от колёс и конских копыт - там и дорога, просёлок. Со временем такие просёлочные грунтовые дороги между деревнями становились наезженными, постоянными. Строить приходилось только мосты через реки и ручьи, но и тут во многих случаях обходились бродом.
Но были на пути еще лесные лощины, не пересыхавшие и летом. Бывало, подъехав к лощине, возчик вынужден был выгрузить с телеги поклажу, перетаскать, переволочить её на спине через лощину на сухое место, опять погрузить всё на телегу и ехать дальше. Поэтому в лощинах делали из бревен настилы (гати), а места эти по-прежнему называли волоком.
По полям и лугам, где попало, не ездили, берегли пашню и покосы. В поле был общий для всех проезд, называемый утином. По утину завозили к своей полосе навоз, семенной материал и инвентарь (соха, борона и др.), увозили урожай. Между полос были борозды - «межи», по которым не ездили, а только ходили.

cms

Пока был только гужевой (конный) транспорт с телегой летом и с санями зимой, грунтовые просёлочные дороги вполне устраивали.

Екатерининский тракт

Большие дороги - тракты строили только для сообщения между городами, уездами, губерниями. Первым таким трактом на Шабалинской земле был Екатерининский тракт. Его называли также Петербургским, Вологодским, Галическим, построенный в 1787 году по велению Императрицы Екатерины II в связи с её предстоящей поездкой на Урал.

1741600-b8983e0662ac8f4b

Этот тракт соединял Петербург с Уралом и проходил через Вологду, Галич, Вятку. В наших краях тракт проходил от Вохмы через Луптюг, Ключи, Черновское и далее через Старицу, Макарье, Курино к Вятке. Этот тракт сыграл большую роль в заселении Шабалинской земли с севера из Заветлужья, которое вместе с селами Ключи и Черновское входило тогда в состав Вологодской губернии. Позднее, в связи со строительством Северной железной дороги в конце XIX века Екатерининский тракт утратил своё значение и в 1898 году был исключён из числа губернских.
Главная дорога на Шабалинской земле

Во второй половине XIX века главной дорогой на Шабалинской земле была дорога от Котельнича к городу Ветлуга Нижегородской губернии через села Екатерининское, Круглыжское, Синцовское и далее по Шабалинской земле через Попёнки, Лога, Буторинскую, Миничи, Голендухи, Татары, Малушковы, Ново-Троицкое, Попиненки, Юферята, Рыбаки. Протасы, Песочная, Безводная, Рокотенки (Шабалинцы), Красава, Батасвское (Высокогорье) и уходила в Нижегородскую губернию к городу Вахтан, где соединялась с Московским трактом, идущим через Юму и Екатерининское к Котельничу и далее к Вятке.
По этой дороге шёл основной ноток переселенцев с востока от Котельнича и с юга из Нижегородской земли в Какшинские починки. На этой дороге, как видим, находится и паше село Ново - Троицкое и село Синцовское (Масленки) и Голендухи (первый Ключевский починок). Село Ново-Троицкое и окружающие его деревни относились прежде к Круглыжской, затем Синновской, а потом — к Ключевской волости.

Автор краевед: Александр Краев, село Новотроицкое, Шабалинский район

Другие новости по теме:

Леса в Шабалинском районе. Очерк краеведа

Болота в Шабалинском районе

Александр Краев о реках в Шабалинском районе

Tags: Краеведение, Шабалинский район
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments