?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Шабалинские крестьяне на строительстве железной дороги

В конце XIX века русским правительством был решён вопрос о строительстве железной дороги Петербург - Вятка через Вологду. Из деревень Красавской, Ключевской и других волостей потянулись сотни крестьян на строительство работы. Вырубали лес, вели просеку шириной 40-60 м, корчевали пни под земляную насыпь, возили землю на лошадях и тачках одноколёсках, рыли кюветы, насыпали землю, возвышая насыпь.
К скатам насыпи большими деревянными клиньями прибивали дёрн. За весь световой день получали плату 1 рубль 50 копеек. За малейший проступок - штраф. Час - на завтрак, два - на обед. Пища была скудная. Жили в шалашах. Колонны рабочих, руководимые инженерами и техниками, занимались укладкой шпал и стальных рельсов. На готовом пути пыхтел паровоз, толкая впереди себя платформу со строительными материалами для дальнейшей укладки стального полотна и строительства станционных зданий. В 1905 году была сдана в эксплуатацию станция Шабалино: деревянный вокзал, водонапорная башня, пакгауз, две путевые казармы. Почему же станция получила название Шабалино? По первоначальному плану дорога должна была проходить севернее, чем она проходит сейчас. Инженеры-путейцы местом своего временного пребывания выбрали деревню Шабалинцы, мимо которой прошла бы железная дорога. Позднее план был скорректирован. Дорога прошла южнее, но название осталось, какое было первоначально на карте - Шабалино. Через реку Вятку около г. Котельнича был построен железнодорожный мост, по железной дороге пошли поезда. Правильное и непрерывное движение поездов по линии установилось только к концу 1906 года. Для паровозных топок требовалось много дров. Заготавливали дрова крестьяне, приходившие на заработки в зимнее время. Через каждые 20-30 км паровозы заправлялись водой. Водокачки и водонапорные башни были построены на станции Шабалино и Гостовская. Водокачки стояли на берегах речек. От них к водонапорным башням были проложены под землей трубы, по которым вода поступала к башням, которые были выложены из красного кирпича.
Вагоны составов были двухосные, грузоподъемностью до 20 тонн. Скорость поездов составляла 15-20 км в час. За сутки через станцию проходило около 6 пар поездов. В годы первой мировой войны - 17-18 пар, в основном с военными грузами. Труд на станциях и путях был ручной. Станции обслуживали: начальник, кассиры, стрелочники, путевые рабочие.  За каждым путеобходчиком закреплялся участок в 6-7 км пути. Путевые рабочие получали по 10-15 рублей в месяц. Рабочий день длился 12-14 часов. Освещалась станция керосиновыми фонарями. Телефонной связи не было. Поезда отправлялись по поездным телеграммам, которые вручались под расписку машинистам и кондукторам. Применялась сигнализация «Веревка». На вагонах были крючки, к которым привязывалась верёвка, она шла от тормоза в вагоне главного кондуктора до паровоза, где была привязана к паровозному свистку. Если нужно было остановить поезд, главный кондуктор дёргал за верёвку - свистел свисток и машинист останавливал состав. С 1909 года для отправления и приёма поездов была введена жезловая система. После 1912 года на железной дороге появилась телефонная связь. Вступление в действие железной дороги Петербург-Вятка (Северной) оказало большое влияние на экономическое и культурное развитие нашего края.

Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
chornyy_voran
17 янв, 2013 01:29 (UTC)
Сколько физического труда вложено!
lenin_rulez
23 янв, 2013 13:27 (UTC)
Железная дорога, Поезд, Станция, Шабалино
Хорошо, что помните историю.
( 2 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Март 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Witold Riedel