?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Если человек не видел Бога, то, что он тогда рисует?.. Часть II

«Если человек не видел Бога, то, что он тогда рисует?.. Часть II» на Яндекс.Фотках


Для чего люди создают икону?

Богословы называют икону – окном в другой мир.
Через века доносится голос Святого Иоанн Дамаскина об отношении к вере, о том, а можно ли изображать Бога? Он умел говорить «не ставя величия царей выше истины».

«Смело изображаю Бога невидимаго, не как невидимаго, но как сделавшегося ради нас видимым чрез участие и в плоти, и в крови. Не невидимое Божество изображаю, но посредством образа выражаю плоть Божию, которая была видима. Ибо, если невозможно изобразить душу, то сколь больше – Бога, давшаго невещественность и душе!

Изображение есть подобие с отличительными свойствами первообраза, вместе с тем имеющее и некоторое в отношение к нему различие. Ибо изображение не во всем бывает подобно первообразу. Однако, Сын есть живое, естественное и во всем сходное изображение невидимого Бога, нося в себе самом всего Отца, во всем имея с ним тождество, различаясь же одним только происхождением [от Него как] от причины. Ибо Отец есть естественная причина; а что происходит от Другого, как от Причины, есть Сын. Ибо не Отец - от Сына, но Сын – от Отца. Ведь от Него, хотя и не после Него, имеет Сын бытие, какое есть и Отец Его родивший».
«Бог, конечно, по природе совершенно бестелесен. Ангел же, и душа, и демон, по сравнению с Богом, Который, [впрочем], Один только выше сравнения, суть тела. По сравнению же с материальными телами они – бестелесны. И так Бог, не желая, чтобы мы совершенно не знали того, что бестелесно, облек его формами, и фигурами, и образами, применительно к нашей природе; фигурами, [говорю], телесными, созерцаемыми при помощи невещественного зрения ума. И этому мы даем формы, и это изображаем».

Случай из жизни Иоанна Дамаскина

Иоанн Дамаскин на собственном примере был твердо убежден, что иконы чудотворны. Часть божественной силы заключена в них.
Однажды халиф, опираясь на ложное сообщение, в порыве гнева, приказал отрубить у Иоанна правую руку. Палач незамедлительно сделал свою работу.
Иоанн не расставался с иконой Богоматери, которую написал евангелист Лука. Дамаскин приложил отрубленную окровавленную руку к плечу. Ночь была проведена в усердной молитве перед иконой. Наутро свершилось чудо - рука приросла.
А все ли знают, а почему один из канонических образов Богоматери – Троеручица?
Иоанн прикрепил к серебряному окладу иконы руку, отлитую из чистого серебра. Это была его благодарность за чудо, благодарность за исцеление.

На картине: Иоанн Дамаскина

Главная страница

Метки:

Comments

( 22 комментария — Оставить комментарий )
pinaeva_lena
27 сент, 2012 07:16 (UTC)
Бог
Как православные христиане объясняют наличие икон?
panarina_nadya
27 сент, 2012 13:07 (UTC)
Re: Бог
Православные понимают, что иконы то не Бог, не живая сущность. Они считают, что это некий символ, образ. Иконы подобны херувимам в Иерусалимском храме, которые сделаны по замыслу Божьему.
Важный момент для понимания сущего. Православные не молятся иконам. Они творят молитву перед иконами.
Иконы напоминают людям о Боге, о Небесном мире. Не точно ли такая функция была и у херувимов в Храме?
Иконам не поклоняются. Почитают Того, Кто на них изображён.
Бога нельзя изобразить. Потому наиболее внимательные люди знают, что в православных храмах нет икон Отца.
chornyy_voran
30 сент, 2012 07:58 (UTC)
Бог
Как Бог относился к идолам?
panarina_nadya
30 сент, 2012 08:53 (UTC)
Re: Бог
«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом…» (1-Кор. 3:19). «Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матери твоей… Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы… все участвующие в этом будут постыжены: ибо и художники сами из людей же… и все будут постыжены… Плотник, выбрав дерево… обделывает его резцом… и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб… садит ясень… и это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Часть дерева сожигает в огне, другою частию варит мясо в пищу, жарит жаркое, и ест досыта, а также греется… А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним, и молится ему, и говорит: «Спаси меня; ибо ты бог мой». Не знают и не разумеют они… и не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «Половину его я сжег в огне, и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо… а из остатка его сделаю ли я мерзость? Буду ли поклоняться куску дерева? Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «Не обман ли в правой руке моей?» (Ис. 44:2; 9—11; 13—20).
В глазах Бога поклонение образам является мерзостью! Бог же сказал явно и определенно – мерзость!
chornyy_voran
6 окт, 2012 17:07 (UTC)
Бог
Где зародилась техника иконы? В России?
panarina_nadya
6 окт, 2012 17:56 (UTC)
Re: Бог
Нет, техника иконы также зародилась в Египте. Возникновение иконы церковная археология издавна связывает с египетскими фаюмскими портретами начала новой эры, которые в конце 19 века были найдены в оазисе Файюм (Эль-Файюм) в Египте. Египтяне тогда упростили погребальный обряд, заменив прежние саркофаги дощечками с портретом усопшего — несколько идеализированным изображением человека, который уже стал сопричастен вечности. Для египетской традиции характерны плоскостность, графичность живописи, ликов, изображенных на иконах.
lenin_rulez
6 окт, 2012 17:19 (UTC)
Бог
А какие основные вехи проникновения икон в церковь?
panarina_nadya
6 окт, 2012 17:58 (UTC)
Re: Бог
1. В 3 веке появилось символическое изображение Христа в виде пастуха, несущего ягненка, а Святого Духа — в виде голубя.
2. В 4 веке вводится почитание креста и святых мощей.
3. Изображение крестов на одежде церковнослужителей.
4. Заступнические молитвы перед святыми.
5. Сообщения о «чудесах» у гробниц святых мучеников.
6. Введение образов святых.
7. Воскурение перед иконами фимиама, зажжение светильников, коленопреклонение перед образами.
8. Почитание и фактическое обожествление икон.
alept
11 окт, 2012 18:34 (UTC)
Бог
С иконоборчеством у нас покончено!
panarina_nadya
15 окт, 2012 10:58 (UTC)
Re: Бог
При императоре Льве Третьем (718-741) иконы были уничтожены и поклонение было под запретом. При Константине Пятом в 754 году на церковном соборе официально было запрещено почитать иконы. 330 епископов поставили свои подписи под этим документом.
Лишь императрица Ирина силой восстанавливает почитание икон. Почитание икон было закреплено на 7-м Вселенском соборе, расположенном в городе Никея (Никейский собор).
На соборе принято следующее решение: «поставлять и полагать в святых храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение»…
После Седьмого Вселенского собора иконопоклонение было окончательно узаконено. Христиане должны были целовать иконы, зажигать перед ними свечи, молиться перед ними» .
web_chainikk
12 окт, 2012 20:30 (UTC)
Бог
С большим интересом прочитал Вашу заметку. Премного благодарен!
panarina_nadya
15 окт, 2012 11:00 (UTC)
Re: Бог
Рада, что Вам небезразлична эта тема...
Олеся Вернигородская
15 окт, 2012 21:01 (UTC)
Бог
Иисус служил своему Отцу.
panarina_nadya
28 окт, 2012 13:47 (UTC)
Re: Бог
Согласна с Вами. Иисус повторял заповедь: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10, Лук. 4:8), цитируя Ветхий Завет (см. Втор. 6:13, Втор. 10:20, 1 Пар. 7:3).
chornyy_voran
1 ноя, 2012 10:27 (UTC)
Бог
Настоящие художники делают изображения богов.
panarina_nadya
3 ноя, 2012 11:03 (UTC)
Re: Бог
«Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы … Они не видят и не разумеют… Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же… Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает. Плотник … рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним … и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой». И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?» Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?» (Ис. 44:6-20, см. также Пс. 113:10-17, Иер. 10:5,14,15).
alept
2 ноя, 2012 14:34 (UTC)
Я вот лично, отдавая дань моде, молюсь без веры!
panarina_nadya
3 ноя, 2012 11:05 (UTC)
Бог
Молитва без веры, без устремления сердца к Богу, без Которого молитва не имеет значения и силы, да и по существу не является молитвой.
Благоговейное предстояние перед Распятием или иконой содействует молитве, помогает сосредоточиться, оторваться от внешних забот и суетных помыслов и соприкоснуться с горним миром.
pchelkka
5 ноя, 2012 17:25 (UTC)
Бог
Народ израильский служил медному змею!
panarina_nadya
5 ноя, 2012 20:12 (UTC)
Re: Бог
Вы правы.
Народ израильский начал служить медному змею, через которого Бог спасал их в пустыне (см. Чис. 21:7-9). Яд змей символизировал убивающий грех. А взгляд на змея, вознесенного Моисеем на знамени по указанию Бога, исцелял людей, будучи актом веры (без целования и прикасания) в небесного Спасителя. Однако впоследствии израильтяне сделали из медного змея кумира, что тоже является разновидностью идолопоклонства. Несмотря на то, что этот предмет являлся прообразом Христа (см. Ин. 3:14), такое почитание не было угодно Творцу:
«И делал он (царь Езекия) угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» (4 Цар. 18:3,4).
lenin_rulez
22 янв, 2014 18:17 (UTC)
Светлый блог, много картин. Приятно побродить по страницам, словно по лесу с чудной природой!
web_chainikk
22 янв, 2014 18:35 (UTC)
Привет!
Зашел на огонек!
Заходите и ко мне.
Буду рад!
( 22 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Witold Riedel