?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Село на Паозере

Село на Паозере

Теперь уже невозможно или трудно установить, кто достроил первый дом в основании села. Возможно, это был тот легендарный крестьянин Селюня, на землях которого потом, через 20 лет, решили построить церковь, и который три раза пешком ходил в губернский город Вятку отстаивать свои права на землю, но безуспешно, и был вынужден переселиться на правый берег Паозера к деревне Данилёнки.

Как образовывалось село Новотроицкое

Возможно, это был купец, смекнувший, что здесь, на перекрёстке трёх дорог, удобное место для скупки у местных крестьян продуктов и кустарных изделий для последующей перепродажи их в городе, а также для продажи городских товаров местным крестьянам.

Село на Паозере

Возможно, основателем села был ремесленник, облюбовавший удобное место для своего промысла и торговли. Возможно, основателями села были купцы Глушковы, усмотревшие здесь  подходящее место для постройки здесь плотины и водяной мельницы на реке Паозер.
Так или иначе, но на этом месте, на высоком берегу Паозера, появился первый дом, починок, ставший основанием села. Произошло это в 1815 году, как явствует из архивных источников по утверждению известного, авторитетного шабалинского краеведа Николая Михайловича Дёмина, бывшего учителя истории, директора школы, заведующего районным отделом народного образования. Н.М. Дёмин опубликовал множество своих краеведческих материалов в районной газете «Ленинский путь», так называлась тогда газета «Шабалинский край». В 1955 году Демин пишет большую статью, посвященную 150-летию села Новотроицкое.
Таким образом, село Новотроицкое основано в 1815 году, через три года после изгнания из России Наполеона, но это так, кстати, для хронологии.
Село на берегу Паозера, на перекрёстке трех дорог, оказалось удобным местом для базара и торговли, для занятий ремеслами, строительства водяной мельницы, для постройки здесь церкви, открытия церковноприходской и земской школ, больницы, ветеринарного пункта, почты, библиотеки, народного дома — предшественника клуба и Дома культуры, а также земской управы. Таким образом, село становилось торговым, ремесленным, культурным и административным центром окрестных деревень.

Село на Паозере

Село на Паозере


Село на Паозере


Село на Паозере

Первоначально починок, ставший основанием села, не имел определённого, устойчивого названия. Расположенный на перекрестке трех дорог его называли то починок «Крестовский» (Кресты — это слово можно слышать и в наши дни: «встретимся на крестах или увидел его на крестах» и так далее), то починок «Узловский" (узел - соединение трёх дорог), то починок «Троицкий" (три дороги). Со временем и в связи с предстоящим строительством церкви закрепилось название - село Троицкое.
В 1835 году в починке Узловском был открыт молитвенный дом. Но рост числа деревень, окружавших село и населения в них, вызывал потребность строительства в селе церкви.

Ходатайство об открытии церкви в селе Троицком

В архивах сохранилась запись о том, что жители Узловского починка Синцовской волости Котельничекой округи в 1835 году обратились в Вятскую епархию с ходатайством об открытии церкви в селе Троицком. Такое решение было принято, определён приход (список дере¬вень) в 1000 душ и назначен притч (штат церковнослужителей): 3 священника, 1 диакон и 3 псаломщика.
Ближайшие к селу Троицко¬му церкви в то время были до¬вольно далеко: в Юме, в Быстрях и в Заветлужье - в Круглыжах и Черновско-Николаевском. Село Юма (не-далеко от станции Свеча) является близким родственником нашего села Троицкого, а точнее сказать - прародителем Троицкой церкви. Поэтому коротко о селе Юма (Юмское), 300 лет на¬зад в междуречье рек Свеча и Юма (в переводе с марийского «юма»— божественная) пришли выходцы с северодвинских земель от Устюга и поселившиеся сначала на берегах, притока Вятки и основали село Юма. В 1717-1719 годах в Юме была построена деревянная Никольская церковь (в честь Николая Чудотворца), в 1723 году сгорела.
Были построены еще две церкви, тоже сгорели. Четвёртую разобрали и на её месте построили в 1771 году пятую, тоже деревянную церковь и освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы и назвали Покровской. В 1812 и в 1830 годах в Юме построили дне каменные церкви — Никольскую и Покровскую.
В 1837 году деревянную Покровскую церковь, как лишнюю в Юме, по решению Вятской епархии разобрали и перевезли в село Троицкое. В 1838 году церковь была поставлена и стала действующей. Её освятили в честь Святой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа — и назвали Троицкой. А село Троицкое с тех пор стали называть Ново-Троицкое (в современном написании Новотроицкое). Церковный приход состоял из 52 селений, расстояние от села 1—11 вёрст. Прихожан, православных русских, 3291 мужчина, 3319 женщин и их дети.

Село на Паозере

Село продолжало строиться и расти: жилые дома, лавки и магазины, питейные заведения, амбары и склады, бани и мастерские ремесленников. Были открыты церковно-приходская и земская школы. На правом берегу Паозера в одной версте от села была построена земская больница. Напротив больницы в доме Шабалина была открыта первая во всей округе библиотека из нескольких сот книг.
В деревне Данилёнки (теперь улица Созинова) действовала почта, доставлявшая письма, газеты, журналы. В деревне Папинёнки был открыт ветеринарный пункт. На реке Паозер была построена плотина и водяная мельница. На правом берегу Паозера, по дороге в деревню Данилёнки, было построено здание волостного правления, Ключевское волостное правление из деревни Голендухи (первый Ключевский починок) было переведено в село Новотроицкое, которое стало административным центром Ключевской волости Котельничского уезда Вятской губернии.

Автор краевед: Александр Краев, Шабалинский район, село Новотроицкое, Вятский край

Другие новости по теме:

Село Новотроицкое в Вятском крае

Георгины украсят Вятский край

Гладиолусы украсят Вятский край

Отзывы великих современников о вятских людях

Comments

( 19 комментариев — Оставить комментарий )
1000li
4 мар, 2014 17:26 (UTC)
Интересно посмотреть как раньше жили.
panarina_nadya
5 мар, 2014 19:27 (UTC)
Когда -то и про наше время скажут: "Раньше..."
oleni_xa
4 мар, 2014 21:16 (UTC)
Хороший рассказ, а фото просто замечательные. Люблю рассматривать лица на старинных фото. Красивые.
panarina_nadya
5 мар, 2014 19:32 (UTC)
И лица и одежда наших предков -всё умиляет! А самое главное, когда смотрю на такие фотографии, печалит -этих людей уже нет на Земле!
oleni_xa
5 мар, 2014 20:12 (UTC)
Зато в нас их частицы и память о них. Вот это главное не терять!)
panarina_nadya
20 мар, 2014 14:14 (UTC)
Не терять и приумножить.

Edited at 2014-03-20 14:30 (UTC)
oleni_xa
20 мар, 2014 14:33 (UTC)
Думаю не совсем мы еще Фомы Безродные стали. Да и детки хотят знать "как раньше жили", было бы кому рассказать.
panarina_nadya
22 мар, 2014 14:03 (UTC)
Если взять во внимание тысячелетнюю историю: мы хорошо знаем, как жили выдающиеся военачальники, философы, знаменитые люди в какой-то области, но меня в данной ситуации удручает другое -почему-то летописцы очень мало да или практически совсем не писали о жизни простого народа!
ole80088
5 мар, 2014 22:26 (UTC)
шикарно +100
ex_get_glso
6 мар, 2014 03:20 (UTC)
лица та какие... таких уж нет...
panarina_nadya
22 мар, 2014 23:41 (UTC)
Лица грустные. Но если посмотреть на лица россиян сегодняшнего дня, то весельем они тоже не отличаются.
ex_get_glso
24 мар, 2014 07:16 (UTC)
у меня ваще веселое ))))
panarina_nadya
25 мар, 2014 04:54 (UTC)
Это не типично.
ex_get_glso
26 мар, 2014 04:11 (UTC)
)))))) зато эпично ))
pchelkka
6 мар, 2014 09:26 (UTC)
А почему такие грустные лица у всех?
panarina_nadya
20 мар, 2014 14:29 (UTC)
Тяжелая жизнь, потому и радости мало!
( 19 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Witold Riedel